Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подолешенская средняя общеобразовательная школа»
Прохоровского района Белгородской области.
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор школы
Протокол № от «…» ………...2022г. ______ Кузубова
Приказ № от «… »……… 2022г.
«ДЕТСКИЙ ТЕАТР»
(программа дополнительного образования для
детей 10-15 лет)
Срок реализации – 5 лет
Автор:
Молчанова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
Адрес образовательного учреждения:
309022
Белгородская область
Прохоровский район
С. Подольхи,
телефон: 8-472-42-41-1-39
с. Подольхи 2022
ВВЕДЕНИЕ
Актёр обязан и в жизни,
и на сцене быть «проводником прекрасного»
В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.
Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский)
Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский театр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к мировой и отечественной театральной культуре.
Это школа внимания коллективного творческого труда, личной ответственности и дисциплины.
Детский театр – это мостки в большое искусство. Знакомство с лучшими образцами театрального творчества служит основой формирования художественного вкуса.
Детский театр – это мостик в жизнь, он должен помочь детям, вступающим в жизнь, научиться управлять ею, должен определить характер и действия современного героя. Герой в жизни не менее важен, чем герой на сцене. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение, позволит нам ощутить факт-сюжет не однозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить ассоциацию как начало драматическое.
В детском театральном коллективе основным является общность позиций по отношению к детству. Что это за проблема – «отношение к детству»? Все мы любим детей, заботимся о них, кормим, одеваем, вот театр для них создали… Но всегда ли мы сознаём, что составляет счастье ребёнка? Гёте писал, что высшее счастье на земле – быть личностью. У ребёнка потребность сознавать и чувствовать себя личностью, проявлять свои личностные начала во сто крат сильнее, чем у взрослого. Утверждается личность через уважение и доверие к ней. «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие… Дети думают сердцем, а не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить», - предупреждал Януш Корчак. Какое острое потрясение переживает ребёнок за 2-2,5 часа, прожитые в театре! И это великое потрясение, потому что оно от встречи с прекрасным. Ребёнок относится и должен относиться к театру, как к волшебству. Это поможет извлечь из спектакля полезные нравственные итоги. Детям необходимы ответы на вечные вопросы – что такое любовь, что такое добро и зло.
Направленность программы: художественно- эстетическая.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в концертную деятельность.
Научить ребёнка чувствовать то, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми, гармонизируя отношения ребёнка с окружающим миром. Исходя из этого основного положения, ЗАДАЧИ программы «Детский театр» формулируются следующим образом:
- дать основы актёрского мастерства;
- учить овладевать навыками общения и коллективного творчества;
- развивать эстетические способности;
- развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;
- воспитывать трудолюбие, терпение.
Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие МЕТОДЫ:
1. Общепедагогические:
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый;
- креативный.
2. Театральное воспитание:
- индивидуальный,
- групповой.
Ведущий методический приём на занятиях - метод художественной импровизации.
Деятельность педагога строится на следующих ПРИНЦИПАХ:
- Доступность занятий для всех желающих;
- Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- Возможность самовыражения, самореализации, инициативности;
- Уважение и соблюдение прав ребёнка;
- Доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров;
- Всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных особенностей;
- Создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе.
- Стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем.
Основной принцип программы – постепенность в усвоении материала: « от первых шагов до выступления на сцене».
Реализация поставленных задач предполагается через такие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как:
- беседа,
- экскурсия,
- занятия сценической, музыкальной и хореографической грамоты,
- игровые виды деятельности,
- восприятие музыки,
- слушание произведение и создание его пластического образа,
-выразительное чтение,
- создание масок, костюмов, декораций,
- участие в постановке спектакля.
Данная программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.
Программа «Детский театр» предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 7-17 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.
По способу организации педагогического процесса программа «Детский эстрадный театр» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.
Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей (внутренних глубоких связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности).
В основе занятий эстетического цикла лежит близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в достаточном объёме преподносить их обучающимся.
Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умения видеть и творить прекрасное.
Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие в открытых уроках – концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Программа состоит из пяти основных разделов, работа над которыми продолжается на протяжении всего курса.
1 раздел «Актёрская грамота» направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
2 раздел «Ритмопластика» или сценическое движение включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3 раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:
- Дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Дикционные и интонационные упражнения.
- Творческие игры со словом.
4 раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения воспитанниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
5 раздел «Работа над спектаклем» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Знакомство с пьесой.
- От этюдов к спектаклю.
Форма обучения – практическое занятие (групповое и индивидуальное).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа для учащихся.
В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актёрскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению». Поэтому в условиях занятий элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Чаще всего учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ВСЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
(76 час. в год, 1 раз в неделю по 2 часа)
Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету.
Данная цель требует решения ряда задач:
Актёрская грамота
- Пробудить и развить интерес к театральным играм.
- Развивать интерес к сценическому искусству.
- Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
- Развивать навыки и действия с воображаемыми предметами.
- Сочинять этюды по сказкам.
Ритмопластика
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
- Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.
- Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.
- Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом.
- Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
- Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова.
- Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Основы театральной культуры
- Знакомить детей с театральной терминологией.
- Знакомить детей с видами театрального искусства.
- Знакомить с главными творцами сценического чуда.
- Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
- Управлять своим вниманием
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Запомнить и описать внешний вид любого ребёнка.
- Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
- Знать 5-6 упражнений на дыхание.
- Уметь произносить скороговорки.
- Уметь строить простейший диалог.
- Уметь сочинять этюды по сказкам.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
(76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)
Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества; тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии.
Данная цель требует решения ряда задач:
Актёрская грамота
- Развивать чуткость к сценическому искусству.
- Развивать в ребёнке готовность к творчеству.
-Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
- Закреплять умение реагировать на команду или сигнал.
- Прививать навыки вежливости поведения.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
- Оценивать действия других людей и сравнивать их со своими собственными.
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях.
Ритмопластика
- Развивать умение владеть своим телом.
-Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
- Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.
- Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Культура и техника речи
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
- Развивать правильное речевое дыхание.
- Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой..
- Улучшать дикцию, тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.
Основы театральной культуры
- Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
- Познакомить детей с театральными профессиями: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.
- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусства.
-Воспитывать зрительскую культуру.
Предполагаемые умения и навыки
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по цепочке или по кругу.
- Навык точного соблюдения текста.
- Культура восприятия реакции зрителей.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Чётко произносить скороговорки.
- Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
(76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)
Главная цель занятий третьего года обучения – дать представление о том, что пьеса является основой спектакля, познакомить учащихся с основами театральной культуры, историей развития театра, понятием жанра, познакомиться с профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, театральный критик.
Данная цель преследует решение следующих задач:
Актёрская грамота
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре, превращать и превращаться.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.
- Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Развивать умения одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.
-Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное.
- Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.
- Воспитание ответственности в исполнении своей роли на протяжении всего выступления.
- Навык активного участия в репетиционной работе: поиск средств реализации заданного характера, поиск психофизического оправдания, поиск средств органичности и выразительности.
Ритмопластика
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способности создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
- Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
- Развивать воображение, музыкальность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
Культура и техника речи
- Расширить диапазон и силу звучания голоса.
-Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо…)
- Формировать чёткую грамотную речь.
- Пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Развивать умение сочинять коллективный рассказ по очереди, добавляя своё предложение.
Основы театральной культуры
- Знакомить детей с театральной терминологией.
- Знакомить детей с видами театрального искусства.
- Знакомить с главными творцами сценического чуда.
- Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки
- Овладеть навыками типичной манеры поведения и знать особенности костюма различных исторических эпох.
- Выработать навык уметь координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпоритмах.
- Освоить навыки применения театрального грима в работе над ролью.
- Навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового аппарата.
- Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.
- Навык умения определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе.
- Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
(76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)
Азбука театра:
Дети должны знать:
- театральную терминологию;
- историю театра;
- как строится пьеса;
- игры, обряды, традиции.
Дети должны уметь:
- организовать праздник, игру.
Сценическое мастерство:
Дети должны знать:
- знать и выполнять правила сценической этики;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов.
Дети должны уметь:
- выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
- владеть корпусом во время поворотов;
- координировать положение рук во время больших прыжков;
- владеть пальцевой техникой;
- корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
- контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
- анализировать музыкальный материал;
- самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
- владеть исполнительским мастерством сценического танца;
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
(76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)
Сценическое мастерство:
Дети должны знать:
- индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;
- специальные артикуляционные, дыхательные упражнения, уметь их выполнять;
- 5-10 скороговорок, чистоговорок, сложных звукосочетаний;
- правила орфоэпии;
- законы логического построения речи;
- приёмы освобождения дыхательных мышц.
Дети должны уметь:
- привести себя за 30 минут в состояние максимальной трудоспособности;
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- самостоятельно провести групповую разминку;
- свободно фантазировать, переходить от образа к образу;
- выполнять индивидуальные, парные и групповые импровизации под музыку и без музыки с привлечением реквизита на любой площадке в течение 30 минут;
- сочинять и воплотить пластический образ в этюде;
- организовать коллективную работу над этюдами;
- управлять высотой голоса под контролем педагога и самостоятельно, длительностью звучания громкостью голоса;
- выполнять дыхательные и речевые упражнения во время ходьбы, танца, поклона;
- выполнять словесное действие, заданное педагогом на стихотворном или прозаическом материале;
- создать заданный педагогом звуковой образ;
- устранять дефекты дикции;
- создавать словесно-речевой, танцевальный образ;
- уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Грим и костюм предполагают владение:
- гигиеническими навыками при нанесении грима;
- общими принципами наложения грима.
Дети должны уметь:
- собирать исторический материал по гриму соответственно спектаклю;
- создавать эскизы по гриму и костюму.
Дети должны знать:
- ТБ со швейными машинами.
Театрально-декорационное искусство предполагает знания:
- ТБ при монтировочных работах;
- ТБ при работе со звуковой и световой аппаратурой.
Дети должны уметь:
- собирать исторический материал к спектаклям;
- создавать макеты и декорации;
- подбирать музыку к спектаклю;
- работать на озвучивании спектакля;
- работать на свете.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
76 часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
ТЕОРИЯ |
ПРАКТИКА |
Основы театральной культуры |
9 |
3 |
Актёрская грамота |
3 |
9 |
Культура и техника речи |
4 |
10 |
Ритмопластика |
4 |
10 |
Постановочная работа |
|
7 |
Репетиционная работа |
|
16 |
Итоговая работа ( Показ спектакля) |
|
1 |
ВСЕГО: |
20 |
56 |
ИТОГО: |
76 |
2 год обучения
76 часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
ТЕОРИЯ |
ПРАКТИКА |
Основы театральной культуры |
5 |
|
Актёрская грамота |
2 |
10 |
Культура и техника речи |
2 |
10 |
Ритмопластика |
2 |
6 |
Постановочная работа |
|
18 |
Репетиционная работа |
|
20 |
Итоговая работа ( Показ спектакля) |
|
1 |
ВСЕГО: |
11 |
65 |
ИТОГО: |
76 |
3 год обучения
76 часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
ТЕОРИЯ |
ПРАКТИКА |
Основы театральной культуры |
5 |
|
Актёрская грамота |
2 |
10 |
Культура и техника речи |
2 |
10 |
Ритмопластика |
2 |
6 |
Постановочная работа |
|
18 |
Репетиционная работа |
|
20 |
Итоговая работа ( Показ спектакля) |
|
1 |
ВСЕГО: |
11 |
65 |
ИТОГО: |
76 |
4 год обучения
76 часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
ТЕОРИЯ |
ПРАКТИКА |
Азбука театра |
5 |
|
Сценическое мастерство: |
1. Сценическая речь |
1 |
5 |
2. Сценическая пластика, танец |
1 |
4 |
3. Вокал, музыкальная грамота |
1 |
1 |
4. Театральная игра |
2 |
4 |
Постановочная работа |
|
20 |
Репетиционная работа |
|
31 |
Итоговая работа ( Заключительный концерт) |
|
1 |
ВСЕГО: |
10 |
66 |
ИТОГО: |
76 |
5 год обучения
76 часов
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
ТЕОРИЯ |
ПРАКТИКА |
Сценическое мастерство: |
|
|
1. Сценическая речь |
2 |
6 |
2. Сценическое движение |
2 |
6 |
3. Танец |
1 |
4 |
4. Вокал |
1 |
2 |
Грим |
2 |
4 |
Костюм |
2 |
10 |
Театральные декорации |
5 |
4 |
Постановочная работа |
|
8 |
Репетиционная работа |
|
16 |
Итоговая работа ( Заключительный концерт) |
|
1 |
ВСЕГО: |
15 |
61 |
ИТОГО: |
76 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (76 часов)
Основы театральной культуры (12 час.): Что такое театр? Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства. Театр – искусство коллективное (актёр, зритель). Структура пьесы: акт, ремарка, диалог, монолог. Театр как одно из древнейших искусств.. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи. Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат театрального творчества. «Путешествие по театральной программе». Театральная игра – игра воплощение, как в жизни. Развитие зрительного и слухового внимания; памяти, наблюдательности.
Актёрская грамота (11 час.): Многообразие выразительных средств в театре. Значение поведения в актёрском искусстве. Связь предполагаемых обстоятельств с поведением. Значение подробностей в искусстве. Целесообразность поведения. Органичность поведения. Бессловесные элементы действия. Специфика актёрских задач.
Культура и техника речи (15 часов): Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Литературное произношение. Понятие о фразе. Построение, простая и сложная фраза. Пояснение на басах и верхах. Противопоставления, перечисления, сопоставления. Бессловесные элементы чтецкого искусства. Оценка факта, пристройка. Произвольная и непроизвольная память. Приёмы для лучшего запоминания текстов. Навык правильного дыхания, управление речеголосовым аппаратом. Умение логично и естественно произносить сложную фразу, отрывок текста. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Ритмопластика (14 часов): Основы сценического движения. Актёрская пластика. Совершенствование воли, внимания, памяти, ритмичности. Физические действия: локомоторные, семантические, рабочие, иллюстративные, пантомимические (эмоциональные) движения. Психологический жест (система М. Чехова). Темпоритм физического действия. Освобождение мышц. Непрерывность и прерывность движений. Речедвигательная и вокально-двигательная координация. Характер движений. Скульптурность в сценическом действии.
Постановочная работа ( 7 час.): Постановка сценических зарисовок, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам.
Репетиционная работа (16 час.): Собственно репетиционная работа.
Итоговая работа (1 часа)
2 год обучения 76 часов
Основы театральной культуры (5час.): Режиссёрское решение жанра спектакля. Работа над актёрским исполнением. Работа над актёрским исполнением. Встреча со зрителем.
Актёрская грамота (12 час.): Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных действий. Подготовка отрывков и драматических произведений. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Работа над ролью в отрывке. Актёр и его роли. Подготовка стихотворных отрывков из произведений.
Культура и техника речи (12 час.): Возможность звучащим голосом « рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Проблемы исполнения «сказа». Смысловое преломление повествования при введении писателем личности (рассказчика). Толкование литературного текста обучающимися, толкование замысла. Умение по-разному исполнить одно и то же произведение. Тренировка чёткого произношения согласных в конце слова. Упражнение артикуляционного аппарата. Правильное произношение согласных.
Ритмопластика (8 час.): Упражнения на речедвигательную координацию. Руки – главный орган движения с точки зрения физической выразительности актёра в роли. Этюды с воображаемыми предметами. Сценические падения. Приёмы сценической борьбы. Джаз в хореографии.
Постановочная работа (18 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.
Репетиционная работа (20 час): Собственно репетиционная работа.
Итоговая работа (1 часа)
3 год обучения 76 часов
Основы театральной культуры (5часов): Общие черты эпохи Возрождения. Большой испанский плащ. Западноевропейское общество 18 века. Русское светское общество 19 века. Особенности костюма различных исторических эпох и манера поведения действующих лиц. Схемы мужских и женских костюмов. Манеры и костюм русской девушки 19 века.
Актёрская грамота (12час.): Проявление характера персонажа в общении. Борьба как условие сценической выразительности. Параметры общения. Исполнительская техника и её роль в работе артиста. Работа над ролью в спектакле. Импровизация в работе актёра. Мизансцены в спектакле. Подготовка и проведение одноактного спектакля. Подготовка полнометражного спектакля. Анализ обучающимися своей работы и работы товарищей в спектакле.
Культура и техника речи (12 час.): Словесные воздействия: классификация. Основы сюжетного анализа произведения. Умение определять словесные воздействия в живой речи и умение пользоваться ими в работе. Подготовка чтецкого репертуара ( басни, народные сказки, эпические произведения). Совершенствование навыка чтецкого произношения. «Театр одного актёра». Многообразие групповых форм выступления.
Ритмопластика (8 час.): Мужская осанка, походка, поклон, обращение с цилиндром. Женская походка, осанка, обращение с длинной юбкой. Осанка и походка офицера. Современный эстрадный танец. Рок-н-ролл.
Постановочная работа (18 час.): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.
Репетиционная работа (20 час.): Собственно репетиционная работа.
Итоговая работа (1 часа)
4 год обучения 76 часов
Азбука театра (5 часов): От Древней Греции до наших дней. Игры и обряды. Маска и человек. Праздники – гиганты. Маскарад. Карнавал. Как строится пьеса.
Сценическое мастерство (19 часов): Культура движения в концертном выступлении (правильная осанка; непрерывность и плавность движений; сценический поклон – прямо, направо, налево). Развитие навыка “публичного одиночества” (игры и упражнения на большой, малый и средний круг внимания). Развитие способности “держаться в образе”. Развитие умения заражать зрителя своими мыслями, представлениями, чувствами. Формирование чувства удовольствия от непосредственного общения с партнером, зрительным залом. Развитие навыка прямого общения со зрительным залом через знакомство с разными словесными действиями: упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, отделываться, утверждать, звать, ободрять. Игра “одно и то же по-разному”. Музыкально- игровые импровизации для передачи чувств, ощущений и сценических задач.
Постановочная работа (20 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.
Репетиционная работа (31 час): Собственно репетиционная работа.
Итоговая работа (Заключительный концерт) ( 1 часа)
5 год обучения 76 часов
Сценическое мастерство (24 часов): Сценическая речь, сценическая пластика, танец, вокал, музыкальная грамота, театральная игра.
Грим (6 час): Знакомство с профессией гримёра. Изучение законов грима.
Знакомство с общими особенностями анатомии человеческого лица, с гигиеной и техникой наложения грима. Туалет актёра. Театральный грим. Как изменить внешний вид. Причёска. Накладные волосы, парики. Усы, борода и щетина. Как изменить форму лица. Носы и подбородки. Гримируем лицо. Меняем форму тела. Создание грима к заданному костюму.
Костюм (12 часов): История костюма. Создание эскиза костюма (на бумаге, который соответствует образу героя). Работа с материалом. (Сбор материала: ткань, бижутерия и прочее, создание костюма.) Создание костюма на заданную тему.
Театральные декорации (8 часов): Создание визуального ряда спектаклей. Знакомство со сценой – изучение техники сцены. Разработки и создание декораций ( изучение и сбор материалов по истории материалов, по истории материальной культуры, подбор средств и материалов, изготовление декораций.) Изучение работы со световой техникой., со звуковой аппаратурой. Создание декораций на заданную тему, на произвольную тему.
Постановочная работа (10 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.
Репетиционная работа (16 час.): Собственно репетиционная работа.
Итоговая работа (Заключительный концерт) (1 часа)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительная образовательная программа «Детский эстрадный театр» разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность)
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, конкурсы, экскурсии);
- методов контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов);
- средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, инвентарь, костюмы, декорации, маски).
Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, хореографические, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционные упражнения,
- вокальная работа,
- работа по ритмопластике, хореографии,
- музыкально-дидактические игры,
- театр-экспромт и др.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
- По количеству детей: групповые, реже индивидуальные.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, мастерские, конкурс, фестиваль, отчётный концерт
- По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, умений навыков, практическое занятие по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные формы занятий.
Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.
Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрально исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, выступлениях на сцене.
№ |
Раздел, тема
|
Форма занятий |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Техническое оснащение занятий |
Форма подведения итогов |
1 |
Основы театральной культуры |
Традиционные занятия, занятия-экскурсии |
Словесный, репродуктивный, наглядный. |
Использование аудио и видеоматериала, медиатехники. |
Тестирование, круглый стол. |
2 |
Актёрская грамота |
Традиционные занятия, занятия-игры, занятия- тренинги |
Словесный,
репродуктивный,
наглядный, практический. |
Использование аудио и видеоматериала, медиатехники. |
Смотр знаний, |
3 |
Культура и техника речи |
Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги. |
Словесный, метод наблюдения,
наглядный, практический. |
Использование аудио и видеоматериала |
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. |
4 |
Ритмопластика |
Практические занятия, занятия- конкурсы |
Словесный,
наглядный, метод наблюдения,
наглядный практический. |
Использование станков, инвентаря, аудио и видеоматериала |
Смотр знаний,
участие в концертах, конкурсах, фестивалях. |
5 |
Сценическая работа |
Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы |
Словесный,
метод наблюдения,
наглядный, метод игры, метод проблемного обучения, практический. |
Использование станков, инвентаря, аудио и видеоматериала |
Смотр знаний,
участие в концертах, конкурсах, фестивалях. |
6 |
Грим |
Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы |
Словесный,
наглядный, метод наблюдения,
метод игры, метод проблемного обучения, практический. |
Использование аудио и видеоматериала, косметика для грима. |
Практикумы, мастерские. |
7 |
Костюм |
Традиционные занятия, занятия-путешествия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы |
Словесный,
наглядный, метод наблюдения,
метод игры, метод проблемного обучения, практический. |
Использование аудио и видеоматериала, ткань для костюмов. |
Практикумы, мастерские. |
8 |
Театральные декорации |
Традиционные занятия, занятия-экскурсии, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы |
Словесный,
наглядный, метод наблюдения,
метод игры, метод проблемного обучения, практический. |
Использование аудио и видеоматериала, бумага, краски, поролон, ДВП. |
Практикумы, мастерские. |
9 |
Постановочная работа |
Практические занятия |
Словесный,
наглядный, репродуктивный,
метод проблемного обучения, практический. |
Использование аудиоматериалов, декораций, костюмов |
Смотр знаний, умений, навыков. |
10 |
Репетиционная работа |
Практические занятия |
Словесный, репродуктивный,
наглядный, практический. |
Использование аудио и видеоматериала, декораций, костюмов, масок. |
Смотр знаний, умений, навыков. |
11 |
Итоговая работа |
Занятия-концерты, занятия-спектакли |
Практический. |
Использование аудио и видеоматериала, декораций, костюмов, масок. |
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. |
Для реализации данной программы подобран и используется следующий материал:
Информационный материал
- «Из истории театра»
- Словарь театральных терминов
- Сценическое воспитание актёра. Система К.С.Станиславского
- Внутренняя техника актёра
- Из истории костюма
- Грим
Методический материал
- Методические рекомендации по работе над постановкой спектакля
- Советы по раскрашиванию лица
Практический материал
- Упражнения по ритмопластике.
- Игры по актёрской грамоте.
- Артикуляционная гимнастика.
- Правила при работе над спектаклем.
- Игры для развития фонематического слуха.
- Игры на развитие слухового внимания.
- Ритмодекламация.
- Дыхательная гимнастика.
- Упражнения на развитие умения управлять своим голосом.
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа по хореографии.
- Музыкально-ритмические упражнения,
- Художественно-образные импровизации.
- Танцевальные постановки.
- Театр-экспромт.
Сценарии, разработки
Фонотека
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., Просвещение, 1978.
- Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009.
- Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ершов П.Ш. Технология актёрского искусства. 2-е изд. М., 1992.
- Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1970.
- Козлянинова И.П. Сценическая речь. М., Искусство,1975.
- Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., Просвещение, 1967.
- Лянцман О. Я. Здесь живёт театр: программы, занятия кружков, элективный курс. Волгоград: Учитель, 2009.
- Муравьёв Б.Л. От дыхания к голосу. Работа над речевым дыханием актёра.
- Мочалов Ю.А. Первые уроки театра.
- Савкова З.В. Как сделать голос сценичности. 2-е изд. М., Искусство, 1975.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений. 1988.
- Сухомлинский А.П. Не только разумом, но и умом.
- Чурилова Э.Г. методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2001.
- Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке. М., Просвещение, 1975.
- Сценарии и репертуар. М.: «Фест», 2007-2010.
- Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов. М.: 2009-2010.
- Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Либерея-Бибинформ: 2006-2007.
- Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Либерея-Бибинформ: 2005
- Рыбакова Е.В., Фролова А.Н. Театральные сезоны в школе. Кн. 1. – М.: Школьная Пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 33).
- Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. Кн. 2. – М.: Школьная Пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 42).
- Рыбакова Е.В., Фролова А.Н. Театральные сезоны в школе. Кн. 3. – М.: Школьная Пресса, 2004. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 55).
- Неволина Г.А. Театральные сезоны в школе. Кн. 4. – М.: Школьная Пресса, 2005. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 71).