МБОУ "Подолешенская СОШ"
Белгородская область, Прохоровский район, с. Подольхи, ул. Центральная 38
  • Школьный театр

    Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

    Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова “Быть и казаться”, где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей, но считал, что без участия зрительного зала “можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли”. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский.

    Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

    Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Подолешенская средняя общеобразовательная школа»

    Прохоровского района Белгородской области.

     

                                                                             

    Рассмотрено   на заседании                                               Утверждаю  

    педагогического   совета                                                    Директор школы

    Протокол №   от «…» ………...2022г.                               ______  Кузубова                                             

                                                                                                  Приказ №      от «… »……… 2022г.

    «ДЕТСКИЙ  ТЕАТР»

    (программа дополнительного образования для

    детей 10-15 лет)

    Срок реализации – 5 лет

                                                              Автор:

                                                              Молчанова Светлана Александровна,

                                                               учитель русского языка и литературы                                               

                                                              Адрес образовательного учреждения:

                                                              309022

                                                              Белгородская область

                                                              Прохоровский район

                                                              С. Подольхи,

                                                              телефон: 8-472-42-41-1-39

                                        

                                                   с.  Подольхи 2022

    ВВЕДЕНИЕ

    Актёр обязан и в жизни,

    и на сцене быть «проводником прекрасного»

    В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.

                Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский)

                Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Детский  театр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к мировой и отечественной театральной культуре.

    Это школа внимания коллективного творческого труда, личной ответственности и дисциплины.

    Детский театр – это мостки в большое искусство. Знакомство с лучшими образцами  театрального творчества служит основой формирования художественного вкуса. 

    Детский театр – это мостик в жизнь, он должен помочь детям, вступающим в жизнь, научиться управлять ею, должен определить характер и действия современного героя. Герой в жизни не менее важен, чем герой на сцене. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение, позволит нам ощутить факт-сюжет не однозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить ассоциацию как начало драматическое.

    В детском театральном коллективе основным является общность позиций по отношению к детству. Что это за проблема – «отношение к детству»? Все мы любим детей, заботимся о них, кормим, одеваем, вот театр для них создали… Но всегда ли мы сознаём, что составляет счастье ребёнка? Гёте писал, что высшее счастье на земле – быть личностью. У ребёнка потребность сознавать и чувствовать себя личностью, проявлять свои личностные начала во сто крат сильнее, чем у взрослого. Утверждается личность через уважение и доверие к ней. «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие… Дети думают сердцем, а не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить», - предупреждал Януш Корчак. Какое острое потрясение переживает ребёнок за 2-2,5 часа, прожитые в театре! И это великое потрясение, потому что оно от встречи с прекрасным. Ребёнок относится и должен относиться к театру, как к волшебству. Это поможет извлечь из спектакля полезные нравственные итоги. Детям необходимы ответы на вечные вопросы – что такое любовь, что такое добро и зло.

    Направленность программы: художественно- эстетическая.

    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в концертную деятельность.

    Научить ребёнка чувствовать то, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми, гармонизируя отношения ребёнка с окружающим миром. Исходя из этого основного положения, ЗАДАЧИ программы «Детский  театр» формулируются следующим образом:

    • дать основы актёрского мастерства;
    • учить овладевать навыками общения и коллективного творчества;
    • развивать эстетические способности;
    • развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания;
    • воспитывать трудолюбие, терпение.

     Для решения поставленных задач  предлагается использовать следующие МЕТОДЫ:

    1. Общепедагогические:

     - репродуктивный;

     - проблемно-поисковый;

     - креативный.

    2. Театральное воспитание:

      - индивидуальный,

      - групповой.

    Ведущий методический приём на занятиях  - метод художественной импровизации.                                                    

    Деятельность педагога строится на следующих ПРИНЦИПАХ:

    - Доступность занятий для всех желающих;

    - Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;

    - Возможность самовыражения, самореализации, инициативности;

    - Уважение и соблюдение прав ребёнка;

    - Доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров;

    - Всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных особенностей;

    - Создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе.

    - Стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем.

    Основной принцип программы – постепенность в усвоении материала: « от первых шагов до выступления на сцене».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

    Реализация поставленных задач предполагается через такие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как:

    - беседа,

    - экскурсия,

    - занятия сценической, музыкальной и хореографической грамоты,

    - игровые виды деятельности,

    - восприятие музыки,

    - слушание произведение и создание его пластического образа,

    -выразительное чтение,

    - создание масок, костюмов, декораций,

    - участие в постановке спектакля.

                Данная программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

                Программа «Детский театр» предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 7-17 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.

    По способу организации педагогического процесса программа «Детский эстрадный театр» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

    Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей (внутренних глубоких связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности).

    В основе занятий эстетического цикла лежит близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в достаточном объёме преподносить их обучающимся.

                Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умения видеть и творить прекрасное.

                Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие в открытых уроках – концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях.

    Программа состоит из пяти основных разделов, работа над которыми продолжается на протяжении всего курса.

    1 раздел «Актёрская грамота» направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

    2 раздел «Ритмопластика» или сценическое движение включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и  упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей  воспитанников обретение ими ощущения гармонии  своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

    3 раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:

    1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.
    2. Дикционные и интонационные упражнения.
    3. Творческие игры со словом.

    4 раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения воспитанниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

    1. Особенности театрального искусства.
    2. Виды театрального искусства.
    3. Рождение спектакля.
    4. Театр снаружи и изнутри.
    5. Культура зрителя.

    5 раздел «Работа над спектаклем» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

    1. Знакомство с пьесой.
    2. От этюдов к спектаклю.

    Форма обучения – практическое занятие (групповое и индивидуальное).

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа для учащихся.

                В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актёрскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению». Поэтому в условиях занятий элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Чаще всего учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.

    ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ВСЕМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

    (76 час. в год, 1 раз в неделю по 2 часа)

    Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету.

                Данная цель требует решения ряда задач:

    Актёрская грамота

    - Пробудить и развить интерес к театральным играм.

    - Развивать интерес к сценическому искусству.

    - Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

    - Развивать навыки и действия с воображаемыми предметами.

    - Сочинять этюды по сказкам.

    Ритмопластика

    - Развивать чувство ритма и координацию движений.

    - Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

    - Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

    - Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц.

    - Развивать умение  равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом.

    - Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

    Культура и техника речи

    - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

    - Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

    - Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова.

    - Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра.

    - Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

    Основы театральной культуры

    - Знакомить детей с театральной терминологией.

    - Знакомить детей с видами театрального искусства.

    - Знакомить с главными творцами сценического чуда.

    - Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

    - Воспитывать культуру поведения в театре.

    Предполагаемые умения и навыки

    • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
    • Управлять своим вниманием
    • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
    • Запомнить и описать внешний вид любого ребёнка.
    • Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
    • Знать 5-6 упражнений на дыхание.
    • Уметь произносить скороговорки.
    • Уметь строить простейший диалог.
    • Уметь сочинять этюды по сказкам.

    2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

    (76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)

    Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества; тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии.

    Данная цель требует решения ряда задач:

    Актёрская грамота

    - Развивать чуткость к сценическому искусству.

    - Развивать в ребёнке готовность к творчеству.

    -Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

    - Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

    - Закреплять умение реагировать на команду или сигнал.

    - Прививать навыки вежливости поведения.

    - Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

    - Оценивать действия других людей и сравнивать их со своими собственными.

    - Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях.

    Ритмопластика

    - Развивать умение владеть своим телом.

    -Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.

    - Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.

    -  Развивать умение  равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

    Культура и техника речи

    - Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

    - Развивать правильное речевое дыхание.

    - Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой..

    - Улучшать дикцию, тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.

    Основы театральной культуры

    - Знакомить детей с терминологией театрального искусства.

    - Познакомить детей с театральными профессиями: гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр.

    - Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусства.

    -Воспитывать зрительскую культуру.

    Предполагаемые умения и навыки

    • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
    • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
    • Уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.
    • Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по цепочке или по кругу.
    • Навык точного соблюдения текста.
    • Культура восприятия реакции зрителей.
    • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
    • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
    • Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
    • Чётко произносить скороговорки.
    • Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

    3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

    (76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)

    Главная цель занятий третьего года обучения – дать представление о том, что пьеса является основой спектакля, познакомить учащихся с основами театральной культуры, историей развития театра, понятием жанра, познакомиться с профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, театральный критик.

    Данная цель преследует решение следующих задач:

    Актёрская грамота

    - Активизировать ассоциативное и образное мышление.

    - Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

    - Развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре, превращать и превращаться.

    - Учить действовать на сценической площадке естественно.

    - Развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

    - Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

    - Развивать умения одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

    -Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное.

    - Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.

    - Воспитание ответственности  в исполнении своей роли на протяжении всего выступления.

    - Навык активного участия в репетиционной работе: поиск средств реализации заданного характера, поиск психофизического  оправдания, поиск средств органичности и выразительности.

    Ритмопластика

    - Развивать ритмические способности и координацию движений.

    - Развивать способности создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.

    - Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.

    - Развивать воображение, музыкальность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

    Культура и техника речи

    - Расширить диапазон и силу звучания голоса.

    -Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные  эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо…)

    - Формировать чёткую грамотную речь.

    - Пополнять словарный запас, образный строй речи.

    - Развивать умение сочинять коллективный рассказ по очереди, добавляя своё предложение.

    Основы театральной культуры

    - Знакомить детей с театральной терминологией.

    - Знакомить детей с видами театрального искусства.

    - Знакомить с главными творцами сценического чуда.

    - Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

    - Воспитывать культуру поведения в театре.

    Предполагаемые умения и навыки

    • Овладеть навыками типичной манеры поведения и знать особенности костюма различных исторических эпох.
    • Выработать навык уметь координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпоритмах.
    • Освоить навыки применения  театрального грима в работе над ролью.
    • Навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового аппарата.
    • Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.
    • Навык умения определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе.
    • Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных находок и устранение ошибок.

    4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

    (76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)

    Азбука театра:

    Дети должны знать:

    - театральную терминологию;

    - историю театра;

    - как строится пьеса;

    - игры, обряды, традиции.

    Дети должны уметь:

    - организовать праздник, игру.

    Сценическое мастерство:

    Дети должны знать:

    - знать и выполнять правила сценической этики;

    - музыкальные размеры, темп и характер музыки;

    - хореографические названия изученных элементов.

    Дети должны уметь:

    - выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;

    - согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;

    - владеть корпусом во время поворотов;

    - координировать положение рук во время больших прыжков;

    - владеть пальцевой техникой;

    - корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;

    - контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;

    - анализировать музыкальный материал;

    - самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;

    - владеть исполнительским мастерством сценического танца;

    - эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.

    5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

    (76 часов в год, 1 раз в неделю по 2 часа)

    Сценическое мастерство:

    Дети должны знать:

    - индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства;

    - специальные артикуляционные, дыхательные упражнения, уметь их выполнять;

    - 5-10 скороговорок, чистоговорок, сложных звукосочетаний;

    - правила орфоэпии;

    - законы логического построения речи;

    - приёмы освобождения дыхательных мышц.

    Дети должны уметь:

    - привести себя за 30 минут в состояние максимальной трудоспособности;

    - владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;

    - самостоятельно провести групповую разминку;

    - свободно фантазировать, переходить от образа к образу;

    - выполнять индивидуальные, парные и групповые импровизации под музыку и без музыки с привлечением реквизита на любой площадке в течение 30 минут;

    - сочинять и воплотить пластический образ в этюде;

    - организовать коллективную работу над этюдами;

    - управлять высотой голоса под контролем педагога и самостоятельно, длительностью звучания громкостью голоса;

    - выполнять дыхательные и речевые упражнения во время ходьбы, танца, поклона;

    - выполнять словесное действие, заданное педагогом на стихотворном или прозаическом материале;

    - создать заданный педагогом звуковой образ;

    - устранять дефекты дикции;

    - создавать словесно-речевой, танцевальный образ;

    - уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.

    Грим и костюм предполагают владение:

    - гигиеническими навыками при нанесении грима;

    - общими принципами наложения грима.

    Дети должны уметь:

    - собирать исторический материал по гриму соответственно спектаклю;

    - создавать эскизы по гриму и костюму.

    Дети должны знать:

    - ТБ со швейными машинами.

     Театрально-декорационное искусство предполагает знания:

    - ТБ при монтировочных работах;

    - ТБ при работе со звуковой и световой аппаратурой.

    Дети должны уметь:

    - собирать исторический материал к спектаклям;

    - создавать макеты и декорации;

    - подбирать музыку к спектаклю;

    - работать на озвучивании спектакля;

    - работать на свете.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    1 год обучения

    76 часов

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Основы театральной культуры

    9

    3

    Актёрская грамота

    3

    9

    Культура и техника речи

    4

    10

    Ритмопластика

    4

    10

    Постановочная работа

    7

    Репетиционная работа

    16

    Итоговая работа ( Показ спектакля)

    1

    ВСЕГО:

    20

    56

    ИТОГО:

    76

    2 год обучения

    76 часов

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Основы театральной культуры

    5

    Актёрская грамота

    2

            10

    Культура и техника речи

    2

    10

    Ритмопластика

    2

    6

    Постановочная работа

    18

    Репетиционная работа

    20

    Итоговая работа ( Показ спектакля)

    1

    ВСЕГО:

    11

    65

    ИТОГО:

    76

    3 год обучения

    76 часов

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Основы театральной культуры

    5

    Актёрская грамота

              2

    10

    Культура и техника речи

    2

    10

    Ритмопластика

    2

    6

    Постановочная работа

    18

    Репетиционная работа

    20

    Итоговая работа ( Показ спектакля)

    1

    ВСЕГО:

    11

    65

    ИТОГО:

    76

    4 год обучения

    76 часов

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Азбука театра

    5

    Сценическое мастерство:

    1. Сценическая речь

    1

    5

    2. Сценическая пластика, танец

    1

    4

    3. Вокал, музыкальная грамота

    1

    1

    4. Театральная игра

    2

    4

    Постановочная работа

    20

    Репетиционная работа

    31

    Итоговая работа ( Заключительный концерт)

    1

    ВСЕГО:

    10

    66

    ИТОГО:

    76

    5 год обучения

    76 часов

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Сценическое мастерство:

    1. Сценическая речь

    2

    6

    2. Сценическое движение

    2

    6

    3. Танец

    1

    4

    4. Вокал

    1

    2

    Грим

    2

    4

    Костюм

    2

    10

    Театральные декорации

    5

    4

    Постановочная работа

    8

    Репетиционная работа

    16

    Итоговая работа ( Заключительный концерт)

    1

    ВСЕГО:

    15

    61

    ИТОГО:

    76

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1 год обучения   (76 часов)

    Основы театральной культуры (12 час.): Что такое театр? Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства. Театр – искусство коллективное (актёр, зритель). Структура пьесы: акт, ремарка, диалог, монолог. Театр как одно из древнейших искусств.. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи.  Театр – искусство коллективное. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат театрального творчества.  «Путешествие по театральной программе». Театральная игра – игра воплощение, как в жизни. Развитие зрительного и слухового внимания; памяти, наблюдательности.

    Актёрская грамота (11 час.): Многообразие выразительных средств в театре. Значение поведения в актёрском искусстве. Связь предполагаемых обстоятельств с поведением. Значение подробностей в искусстве. Целесообразность поведения. Органичность поведения. Бессловесные элементы действия. Специфика актёрских задач.

    Культура и техника речи (15 часов): Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Литературное произношение. Понятие о фразе. Построение, простая и сложная фраза. Пояснение на басах и верхах. Противопоставления, перечисления, сопоставления. Бессловесные элементы чтецкого искусства. Оценка факта, пристройка. Произвольная и непроизвольная память.  Приёмы для лучшего запоминания текстов. Навык правильного дыхания, управление речеголосовым аппаратом. Умение логично и естественно произносить сложную фразу, отрывок текста. Упражнения на дикцию и артикуляцию.

    Ритмопластика (14 часов): Основы сценического движения. Актёрская пластика. Совершенствование воли, внимания, памяти, ритмичности. Физические действия: локомоторные, семантические, рабочие, иллюстративные, пантомимические (эмоциональные) движения. Психологический жест (система М. Чехова). Темпоритм физического действия. Освобождение мышц. Непрерывность и прерывность движений. Речедвигательная и вокально-двигательная координация. Характер движений. Скульптурность в сценическом действии.

    Постановочная работа ( 7 час.): Постановка сценических зарисовок, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам.

    Репетиционная работа (16 час.): Собственно репетиционная работа.

    Итоговая работа (1 часа)

    2 год обучения 76 часов

    Основы театральной культуры (5час.): Режиссёрское решение жанра спектакля. Работа над актёрским исполнением. Работа над актёрским исполнением. Встреча со зрителем.

    Актёрская грамота (12 час.): Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных действий. Подготовка отрывков и драматических произведений. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Работа над ролью в отрывке. Актёр и его роли. Подготовка стихотворных отрывков из произведений.

    Культура и техника речи (12 час.): Возможность звучащим голосом « рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Проблемы исполнения «сказа». Смысловое преломление повествования при введении писателем личности (рассказчика). Толкование литературного текста обучающимися, толкование замысла. Умение по-разному исполнить одно и то же произведение. Тренировка чёткого произношения согласных в конце слова. Упражнение артикуляционного аппарата. Правильное произношение согласных.

    Ритмопластика (8 час.): Упражнения на речедвигательную координацию. Руки – главный орган движения с точки зрения физической выразительности актёра в роли. Этюды с воображаемыми предметами. Сценические падения. Приёмы сценической борьбы. Джаз в хореографии.

    Постановочная работа (18 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.

    Репетиционная работа (20 час): Собственно репетиционная работа.

    Итоговая работа (1 часа)

    3 год обучения 76 часов

     Основы театральной культуры (5часов): Общие черты эпохи Возрождения. Большой испанский плащ. Западноевропейское общество 18 века. Русское светское общество 19 века. Особенности костюма различных исторических эпох и манера поведения действующих лиц.  Схемы мужских и женских костюмов. Манеры и костюм русской девушки 19 века.

    Актёрская грамота (12час.): Проявление характера персонажа в общении. Борьба как условие сценической выразительности. Параметры общения. Исполнительская техника и её роль в работе артиста. Работа над ролью в спектакле. Импровизация в работе актёра. Мизансцены в спектакле. Подготовка и проведение одноактного  спектакля. Подготовка полнометражного спектакля. Анализ обучающимися своей работы и работы товарищей в спектакле.

    Культура и техника речи (12 час.): Словесные воздействия: классификация. Основы сюжетного анализа произведения. Умение определять словесные воздействия в живой речи и умение пользоваться ими в работе. Подготовка чтецкого репертуара ( басни, народные сказки, эпические произведения). Совершенствование навыка чтецкого произношения. «Театр одного актёра». Многообразие групповых форм выступления.

    Ритмопластика (8 час.): Мужская осанка, походка, поклон, обращение с цилиндром. Женская походка, осанка, обращение с длинной юбкой. Осанка и походка офицера. Современный эстрадный танец. Рок-н-ролл.

    Постановочная работа (18 час.): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.

    Репетиционная работа (20 час.): Собственно репетиционная работа.

    Итоговая работа (1 часа)

    4 год обучения 76 часов

    Азбука театра (5 часов): От Древней Греции до наших дней. Игры и обряды. Маска и человек. Праздники – гиганты. Маскарад. Карнавал. Как строится пьеса.

         Сценическое мастерство (19 часов): Культура движения в концертном                       выступлении (правильная осанка; непрерывность и плавность  движений; сценический поклон – прямо, направо, налево). Развитие навыка “публичного одиночества” (игры и упражнения на большой, малый и средний круг внимания). Развитие способности “держаться в образе”. Развитие умения заражать зрителя своими мыслями, представлениями, чувствами. Формирование чувства удовольствия от непосредственного общения с партнером, зрительным залом. Развитие навыка прямого общения со зрительным залом через знакомство с разными словесными действиями: упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, отделываться, утверждать, звать, ободрять. Игра “одно и то же по-разному”. Музыкально- игровые импровизации для передачи чувств, ощущений и сценических задач.

    Постановочная работа (20 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.

    Репетиционная работа (31 час): Собственно репетиционная работа.

    Итоговая работа (Заключительный концерт) ( 1 часа)

    5 год обучения 76 часов

    Сценическое мастерство (24 часов): Сценическая речь, сценическая пластика, танец, вокал, музыкальная грамота, театральная игра.

    Грим (6 час): Знакомство с профессией гримёра. Изучение законов грима.

    Знакомство с общими особенностями анатомии человеческого лица, с гигиеной и техникой наложения грима. Туалет актёра. Театральный грим. Как изменить внешний вид. Причёска. Накладные волосы, парики. Усы, борода и щетина. Как изменить форму лица. Носы и подбородки. Гримируем лицо. Меняем форму тела. Создание грима к заданному костюму.

    Костюм (12 часов): История костюма. Создание эскиза костюма (на бумаге, который соответствует образу героя). Работа с материалом. (Сбор материала: ткань, бижутерия и прочее, создание костюма.) Создание костюма на заданную тему.

    Театральные декорации (8 часов): Создание визуального ряда спектаклей. Знакомство со сценой – изучение техники сцены. Разработки и создание декораций ( изучение и сбор материалов по истории материалов, по истории материальной культуры, подбор средств и материалов, изготовление декораций.) Изучение работы со световой техникой., со звуковой аппаратурой. Создание декораций на заданную тему, на произвольную тему.

    Постановочная работа (10 часов): Постановка сценических зарисовок, мини-спектаклей, литературно-музыкальных композиций к традиционным праздникам, хореографические постановки.

    Репетиционная работа (16 час.): Собственно репетиционная работа.

    Итоговая работа (Заключительный концерт) (1 часа)

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Дополнительная образовательная программа «Детский эстрадный театр» разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

    - в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность)

    - формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, конкурсы, экскурсии);

    - методов контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов);

    - средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, инвентарь, костюмы, декорации, маски).

                Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, хореографические, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия  сочетаются разные виды деятельности:

    - дыхательная гимнастика,

    - артикуляционные упражнения,

    - вокальная работа,

    - работа по ритмопластике, хореографии,

    - музыкально-дидактические игры,

    - театр-экспромт и др.

    Для реализации программы используются следующие формы занятий:

    1. По количеству детей: групповые, реже индивидуальные.
    2. По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, мастерские, конкурс, фестиваль, отчётный концерт
    3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, умений навыков, практическое занятие по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные формы занятий.

    Форму занятий можно определить как творческую, студийную деятельность детей.

          Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрально исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, выступлениях на сцене.

    Раздел, тема

    Форма занятий

    Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

    Техническое оснащение занятий

     Форма подведения итогов

    1

    Основы театральной культуры

    Традиционные занятия, занятия-экскурсии

    Словесный, репродуктивный, наглядный.

    Использование аудио и видеоматериала, медиатехники.

    Тестирование, круглый стол.

    2

    Актёрская грамота

    Традиционные занятия, занятия-игры, занятия- тренинги

    Словесный,

    репродуктивный,

    наглядный, практический.

    Использование аудио и видеоматериала, медиатехники.

    Смотр знаний,

    3

    Культура и техника речи

    Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги.

    Словесный, метод наблюдения,

    наглядный, практический.

    Использование аудио и видеоматериала

    Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

    4

    Ритмопластика

    Практические занятия, занятия- конкурсы

    Словесный,

    наглядный, метод наблюдения,

    наглядный практический.

    Использование станков, инвентаря, аудио и видеоматериала

    Смотр знаний,

    участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

    5

    Сценическая работа

    Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы

    Словесный,

    метод наблюдения,

    наглядный, метод игры, метод проблемного обучения, практический.

    Использование станков, инвентаря, аудио и видеоматериала

    Смотр знаний,

    участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

    6

    Грим

    Традиционные занятия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы

    Словесный,

    наглядный, метод наблюдения,

    метод игры, метод проблемного обучения, практический.

    Использование аудио и видеоматериала, косметика для грима.

    Практикумы, мастерские.

    7

    Костюм

    Традиционные занятия, занятия-путешествия, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы

    Словесный,

    наглядный, метод наблюдения,

    метод игры, метод проблемного обучения, практический.

    Использование аудио и видеоматериала, ткань для костюмов.

    Практикумы, мастерские.

    8

    Театральные декорации

    Традиционные занятия, занятия-экскурсии, занятия - игры, занятия- тренинги, занятия- конкурсы

    Словесный,

    наглядный, метод наблюдения,

    метод игры, метод проблемного обучения, практический.

    Использование аудио и видеоматериала, бумага, краски, поролон, ДВП.

    Практикумы, мастерские.

    9

    Постановочная работа

    Практические занятия

    Словесный,

    наглядный, репродуктивный,

    метод проблемного обучения, практический.

    Использование аудиоматериалов, декораций, костюмов

    Смотр знаний, умений, навыков.

    10

    Репетиционная работа

    Практические занятия

    Словесный, репродуктивный,

    наглядный, практический.

    Использование аудио и видеоматериала, декораций, костюмов, масок.

    Смотр знаний, умений, навыков.

    11

    Итоговая работа

    Занятия-концерты, занятия-спектакли

    Практический.

    Использование аудио и видеоматериала, декораций, костюмов, масок.

    Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

    Для реализации данной программы подобран и используется следующий материал:

    Информационный материал

    • «Из истории театра»
    • Словарь театральных терминов
    • Сценическое воспитание актёра. Система К.С.Станиславского
    • Внутренняя техника актёра
    • Из истории костюма
    • Грим

    Методический материал

    • Методические рекомендации по работе над постановкой спектакля
    • Советы по раскрашиванию лица

    Практический материал

    • Упражнения по ритмопластике.
    • Игры по актёрской грамоте.
    • Артикуляционная гимнастика.
    • Правила при работе над спектаклем.
    • Игры для развития фонематического слуха.
    • Игры на развитие слухового внимания.
    • Ритмодекламация.
    • Дыхательная гимнастика.
    • Упражнения на развитие умения управлять своим голосом.
    • Пальчиковая гимнастика.
    • Работа по хореографии.
    • Музыкально-ритмические упражнения,
    • Художественно-образные импровизации.
    • Танцевальные постановки.
    • Театр-экспромт.

    Сценарии, разработки

    Фонотека

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., Просвещение, 1978.
    2. Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009.
    3. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009.
    4. Ершов П.Ш. Технология актёрского искусства. 2-е изд. М., 1992.
    5. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009.
    6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1970.
    7. Козлянинова И.П. Сценическая речь. М., Искусство,1975.
    8. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., Просвещение, 1967.
    9. Лянцман О. Я. Здесь живёт театр: программы, занятия кружков, элективный курс.  Волгоград: Учитель, 2009.
    10. Муравьёв Б.Л. От дыхания к голосу. Работа над речевым дыханием актёра.
    11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра.
    12. Савкова З.В. Как сделать голос сценичности. 2-е изд. М., Искусство, 1975.
    13.  Станиславский К.С. Собрание сочинений. 1988.
    14.  Сухомлинский А.П. Не только разумом, но и умом.
    15. Чурилова Э.Г. методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: ВЛАДОС, 2001.
    16. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке. М., Просвещение, 1975.
    17. Сценарии и репертуар. М.: «Фест», 2007-2010.
    18.  Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных, средних и старших классов. М.: 2009-2010.
    19.  Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Либерея-Бибинформ: 2006-2007.
    20.  Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ. Либерея-Бибинформ: 2005
    21.  Рыбакова Е.В., Фролова А.Н.  Театральные сезоны в школе. Кн. 1. – М.: Школьная Пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 33).
    22.  Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. Кн. 2. – М.: Школьная Пресса, 2003. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 42).
    23.  Рыбакова Е.В., Фролова А.Н.  Театральные сезоны в школе. Кн. 3. – М.: Школьная Пресса, 2004. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 55).
    24.  Неволина Г.А. Театральные сезоны в школе. Кн. 4. – М.: Школьная Пресса, 2005. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 71).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie