МБОУ "Подолешенская СОШ"
Белгородская область, Прохоровский район, с. Подольхи, ул. Центральная 38
  • Функциональная грамотность

    «Оценивание  функциональной грамотности».
    05 ноября 2024, 15:32

    На заседании педагогического совета рассмотрен вопрос «Оценивание функциональной грамотности». Педагоги обсудили критерии оценивания функциональной грамотности, особенности заданий для проведения оценки, приёмы самодиагностики и взаимообучения. Педагогам были розданы памятки для анализа педагогической ценности задачи по оценке и развитию функциональной грамотности.

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества. 

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Документы

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" 

    Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

    Виды функциональной грамотности.

    1. Читательская грамотность
    2. Математическая грамотность
    3. Естественнонаучная грамотность
    4. Финансовая грамотность
    5. Глобальные компетенции
    6. Креативное мышление
    • Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
    • Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
    • Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
    • Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    • Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    • Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

     Электронный банк заданий по оценки функциональной грамотности - Российская электронная школа (РЭШ)

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность
    2. Математическая грамотность
    3. Финансовая грамотность
    4. Естественнонаучная грамотность
    5. Задания для начальной школы (на уроках  математики,  окружающего мирачтения)

    Полезные ссылки

    Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

    Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности 

    Модульный курс повышения квалификации "Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся"

     Он-лайн курсы повышения квалификации "Готовимся к PISA"

                                                Развиваем функциональную грамотность

    Найдено: 4

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie