Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации: реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Основные понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Нормативно-правовые акты
Федеральный уровень
Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника"
Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 года № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030"
Письмо Министерства Просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08, 657 "О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"
Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-174 от 16 декабря 2020 года "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2020 года "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
Указ Президента Российской Федерации от 02 марта 2018 года № 94 "Об учреждении знака отличия "За наставничество"
Региональный уровень
Приказ министерства образования Белгородской области от 01 февраля 2024 года № 220 "О внесении изменений и дополнений в положение о внедрении системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, утвержденное приказом министерства образования Белгородской области от 27.01.2022 г. № 269"
Постановление Губернатора Белгородской области от 27 сентября 2023 года № 140 "Об учреждении награды Губернатора Белгородской области - звания "Почетный наставник Белгородской области"
Приказ ОГАОУ ДПО "БелИРО" от 22 сентября 2023 года № 749-ОД "О проведении областного дня мастер-классов "Учителя наставники - молодым учителям"
Приказ ОГАОУ ДПО "БелИРО" от 11 августа 2023 года № 642-ОД "О проведении фестиваля наставничества "Учу! Учусь!"
Приказ ОГАОУ ДПО "БелИРО" от 24 апреля 2023 года № 381-ОД "Об организации и проведении онлайн слета "Учитель-учителю"
Приказ министерства образования Белгородской области от 22 февраля 2023 года № 566 "Об организации деятельности по внедрению модели наставничества в системе дошкольного образования Белгородской области"
Приказ ОГАОУ ДПО "БелИРО" от 10 ноября 2022 года № 1175-ОД "О создании банка дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников"
Приказ министерства образования Белгородской области от 15 марта 2022 года № 814 "Об утверждении ответственных лиц, содействующих внедрению системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области"
Приказ министерства образования Белгородской области от 27 января 2022 года № 269 "Об утверждении положения о внедрении системы (целевой модели) наставничества в Белгородской области, плана мероприятий (дорожной карты)"
Приказ ОГАОУ ДПО "БелИРО" от 06 февраля 2020 года № 93-ОД "Об утверждении локального нормативного акта"
Приказ департамента образования Белгородской области от 27 декабря 2019 года № 3983 "Об утверждении примерных локальных нормативных актов по наставничеству"
Муниципальный уровень